"Души исполненный полет,,,"
Авдотья Истомина выдающаяся балерина начала ХIX века,первая среди русских танцовщиц, вставшая на пуанты.
Она пленяла, очаровывала, восхищала самых известных и именитых своих современников не только своим волшебным танцем, но и своей красотой.
Вот как писал о ней один из первых историков русского театра Арапов, «Истомина была среднего роста, брюнетка, красивой наружности, очень стройна, имела черные огненные глаза, прикрываемые длинными ресницами, которые придавали особый характер ее физиономии, она имела большую силу в ногах, апломб на сцене и вместе с тем грацию, легкость, быстроту в движения".
Как писали современники, никого из танцовщиц не видели чаще в кругу известных поэтов и литератов, чем Истомину, а те воспевали ее в своих произведениях.
Итак, Дуня Истоимна родилась в один год с А.С.Пушкиным в 1799 году 6 января. Кто были ее родители остается загадкой, отца своего она не помнила и никогда не знала, а мать умерла, когда Дуне не было шести лет. И тогда неизвестный человек, как иногда пишут флейтист, привел девочку в балетную школу.
Еще будучи ученицей балетной школы она выступала на сцене императорского театра и считалась одной из лучших учениц Шарля Луи Дидло, Истомина была необыкновенно музыкальна, легка,воздушна, обладала прекрасной мимикой и красотой. А самое главное оствоила в совершенстве "полеты на сцене", которые так любил Дидло.
«Мимический дар и техническая завершенность танца, эти идеальные для танцовщицы качества, естественно сочетались в ней», – пишет знаток балетного искусства Вера Красовская.
Окончив балетную школу, она дебютировала в балете "Ацис и Галатея" .
Именно, этот балет и вдохновил А.С. Пушкина на всем известные строки:
"Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна.
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она.
Одной ногой касаясь пола.
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит.
Летит, как пух из уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет."
К слову, знаменитые строки из "Онегина" буквально сразу разлетелись по России, их часто цитировали в журналах и повторяли наизусть. О степени их популярности свидетельствует такой забавный факт. В сентябре 1829 года Сергей Львович писал из Михайловского дочери: "У барышень Тимофеевых есть нечто вроде горничной; она дочь пастуха (не аркадского), но пастуха Опочецкого уезда, который пасет свиней. Ей лет 14 или 15, толстая коротышка, плечи вздернутые, квадратная, а физиономия дикая, как у всех девок, делающих грубую работу. - Она знает наизусть почти весь Бахчисарайский фонтан и читает стихи Александра, жестикулируя при этом самым комическим образом. Сложенная как я тебе говорю, она произносит отрывки из Онегина, где он говорит об Истоминой, и бьет ногой об ногу, но ноги в пол-аршина в длину и столько же в ширину. - Можешь вообразить, что это такое". )))
Истомина блистала в главных ролях чуть ли не во всех балетах своего педагога Шарля Дидло: «Африканский лев» (1818), «Калиф Багдадский, или Приключение молодого Гарун-аль-Рашида» композитора Фердинанда Антонолини (1818, роль: восточная красавица Зетюльба); «Евтимий и Евхариса, или Побеждённая тень Либаса» Жома (1820, роль: Евхариса); «Дезертир» (роль: деревенская девушка Луиза, спасающая своего жениха от смертной казни); «Лиза и Колен» (иное название балета — «Тщетная предосторожность», 1820, роль: Лиза); «Кора и Алонзо, или Дева Солнца» (; роль: Кора), «Роланд и Моргана» (музыка Кавоса и Антонолини, 1821, роль: фея Альцина); «Рауль Синяя Борода» (Изора); «Инеса де Кастро, или Тайный брак» (Инеса, отравленная про приказу королевы, — роль, полная драматургического накала); «Нина, или Сумасшедшая от любви» Персюа (роль: Нина); «Тезей и Арианна»; «Лелия Нарбонская», «Руслан и Людмила» ( 1824), «Деревенский праздник» (1827) и др
Хорошо видно какие разнобразные роли исполняла Истомина, каким многогранным было ее амплуа на сцене.
Тот же Арапов писал об Истоминой, что "она имела большую силу в ногах, апломб на сцене и вместе с тем грацию и легкость, быстроту движения, пируэты ее изумительны". В дургом месте читаем, что Истомина "была воздушна, пламенна, восхитительна, одним словом, достойна пера Пушкина".
Великий князь Николай Михайлович, собирая материалы об Истоминой и основываясь на воспоминаниях оцевидцев, писал про Истомину,что она "отличалась, негой, огнем,живостью, у нее был темперамент".
Не эти ли качества, прославленной балерины, кружили головы многочисленным поклонникам ее красоты и таланта?
15 января 1823 года в Петербурге, в Большом Каменном театре состоялась премьера балета «Кавказский пленник или тень невесты» по мотивам пушкинской поэмы на музыку Катарино Кавоса. Истомина исполняла партию Черкешенки. А.С.Пушкин в это время был в ссылке в Кишинёве, а узнав о спектакле, написал брату Льву в Санкт-Петербург: «Пиши мне о Дидло, о Черкешенке Истоминой, за которой я когда-то волочился, подобно Кавказскому пленнику».
А разве иначе могло быть? Истомина на пике популярности, а "волшебный край" был так популярен у молодежи.
Л. Гроссман в своей работе "Пушкин в театральных креслах" писал: "Кулисы, уборные актрис, даже классы театральных воспитанниц - весь этот мир юных, красивых, грациозных и радостных женщин был постоянным источником любовных приключений. Вокруг театра развертывалась особая праздничная жизнь, насыщенная эротикой и окрашенная отважным авантюризмом. Поединки, похищения, необычайные свидания, подкупы прислуги, даже переодевания - все это сообщало любовным нравам эпохи какой-то полуфантастический и часто поистине театральный характер".
И Пушкин по окончании Лицея с головой окунается в этот театральный мир закулисья. Влюбляется, волочится, участвает в кутежах и бывает чуть ли не каждый вечер в театре и, как и многие, не остается безраличным к таланту и красоте Истоминой.
Может быть этой юношеской влюбленностью и обидой за невнимание, а может быть тем сканадалом, который разразился вокруг Истоминой в 1817 году и привел к известной четверной дуэли, в которой трагически погиб В.Шереметьев, а год спустя стрелись А.Якубович и А.Грибоедов, были вызваны строки, посвященные Истоминой в эпиграмме на Орлова, "Орлов с Истоминой в постеле..."
Потом ,правда, произошло премирение поэта и прославленной танцовщицы. И именно Пушкин дал Истоминой титул "Русской Терпсихоры" и посвятил ей в романе "Евгений Онегин" следующие строки:
"Мои богини! что вы? где вы?
Внемлите мой печальный глас:
Все те же ль вы? другие ль девы,
Сменив, не заменили вас?
Услышу ль вновь я ваши хоры?
Узрю ли русской Терпсихоры
Душой исполненный полет?"
А судьба и характер Авдотьи Истоминой, и трагическая дуэль четырех, виновницей, которой она была интересовали А.С.Пушкина всю жизнь.
В 1834-1835 г. г. Пушкин начал работать над романом "Русский Пелам" из жизни большого света. В набросках романа основные персонажи названы реальными именами, и один из главных сюжетных эпизодов оказался связан с Истоминой и с той давней петербургской историей. В черновиках Пушкина мы читаем перечень имен, маркирующих будущий сюжет: Истомина. Грибоедов, Завадовский. Одним из главных антагонистов молодого героя, оказавшегося в петербургском высшем свете, оказывается Завадовский : "(Общество) Завадовский, паразиты, актрисы - его дурная слава" (VIII, 976). Завадовский, собравшись жениться, бросает Истомину, и герой романа утешает танцовщицу, а затем вступает с ней в любовную связь. Но в "Русском Пеламе" эпизод с Истоминой должен был стать одним из второстепенных, обозначая определенный этап инициации главного героя, которому, видимо, предстояло осознать свои ошибки после ряда трагический коллизий и разочарований. Есть основания считать, что Пушкина данный эпизод увлек, и он задумал вывести его за пределы задуманного романа, сделав его вполне самостоятельным. Так появился план нового романа, который в черновом варианте получил название "Две танцовщицы": "Две танцовщицы - Балет Дидло в 1819 году. - Завадовский. - Любовник из райка( Быть может, имеется в виду несчастный Шереметев.). - Сцена за кулисами - дуэль - Истомина в моде. Она становится содержанкой, выходит замуж - Ее сестра в отчаянии - она выходит замуж за суфлера. Истомина в свете. Ее там не принимают - Она устраивает приемы у себя - неприятности - она навещает подругу по ремеслу"... Как жаль. что эти замысли А.С. Пушкина так остались неосуществленными, возможно они бы помогли нам лучше понять характер прославленной балерины, характеры участников той роковой дуэли, да и какие-то тайнв той скандальной истории, которая произошла в Петербурге осенью 1817 года.
Постепенно Истоминой стали предлагать все меньше и меньше ролей, современники писали, что через двадцать лет служения сцене она потеряла свою воздушность, легкость, грациозность и вынуждена была перейти полностью на мимические роли.В 1836 году она подала прошение о разрешении на лечение за границей, но в ответ получила резолюцию императора Николая I:
" Истомину уволить совсем со службы". Для прославленной балерины даже не был сделан прощальный спектакль и она в последний свой выход на сцену плясала плясовую на сцене Александрийского театра.Это произошло 30 января 1836 года.
Та из-за которой еще совсем недавно бушевали такие страсти, осталась один на один со своей трагедией.
Вот как об этом времени пишет А. Панаева:«Я видела Истомину уже тяжеловесной, растолстевшей, пожилой женщиной.– Желая казаться моложавой, она была всегда набелена и нарумянена. Волосы у нее были черные, как смоль: говорили, что она их красит. Глаза у Истоминой были большие, черные и блестящие. У нас она прежде не бывала, но теперь приехала просить отца приготовить к дебюту воспитанника Годунова, рослого, широкоплечего, с туповатым выражением лица юношу. Она покровительствовала ему.
Отец прямо сказал Истоминой, что Годунов – самый бездарный юноша. Истомина не поверила и обратилась к В. А. Каратыгину. Не знаю, правда ли, будто Каратыгин получил от Истоминой значительный подарок за свои занятия с Годуновым...
Вскоре после этого Истомина вышла замуж за Годунова, и он быстро растолстел. Его лицо лоснилось от жиру. Когда он сидел в ложе с своей супругой, то самодовольно на всех посматривал, потому что сиял бриллиантами: шарф у него был заколот бриллиантовой булавкой, на рубашке и даже на жилете пуговицы были бриллиантовые. Он не надевал перчатку на ту руку, на пальце которой было надето кольцо с большим бриллиантом. Но недолго Истомина наслаждалась своим поздним супружеским счастием: ее здоровяк-муж схватил тиф и умер. Неутешная вдовица воздвигла дорогой памятник во цвете лет умершему супругу и даже собиралась поступить в монахини».
Не знаю насколько можно верить А.Панаевой, но фактически у А.Истоминой был один брак с актером Павлом Семеновичем Экуниным, который был,кстати, первым исполнителем роли Скалозуба в пьесе А.С.Грибоедова "Горе от ума" и блистательным исполнителем мазурки. В семье живо интересовались всем, что происходило в театральной жизни Петербурга,а Экунин окружил свою супругу заботой и вниманием.
Хотя денег катастрофически не хватало и, можно встретить сведения о том. что жили на деньги, выручаемые от продажи драгоценностей, которые когда-то дарили обожатели прославленной балерине.
Авдотья Истомина умерла от холеры 26 июня 1848 года в Петербурге. Похороны прошли очень тихо, про её былую славу к этому времени уже никто не вспоминал. На могильной плите с небольшим памятником из белого мрамора на кладбище в Большой Охте была начертана скромная надпись: «Авдотья Ильинична Экунина, отставная артистка». Муж пережил её всего на несколько месяцев, скончавшись тоже от холеры 10 января 1849 года.