Хочу рассказать об увиденной сегодня выставке современного искусства Японии "Моно-но аварэ. Очарование вещей"
Немного о терминах
Существующий с Х века термин "моно-но аварэ" может быть переведен как "очарование вещи" или "восторг от вещи", и связан с буддийским представлением об эфемерности и тщетности бытия. Окружающие человека материальные и духовные предметы таят в себе неповторимое, только одному ему свойственное мимолетное очарование (
аварэ). Человек же - и прежде всего художник - должен обладать отзывчивым сердцем, чтобы найти и ощутить это очарование, внутренне откликнуться на него.
А теперь предлагаю взглянуть на некоторые экспонаты выставки. К сожалению, эти шедевры (в отличии от картин старых мастеров) снимать нельзя. Поэтому самое интересное как-то: роза, валяющаяся между рамами в окне
(окно и рамы реальные, поэтому я долго искала экспонат, заявленный в табличке на стене), или пустая пластиковая бутылка, скромно стоящая у стены, а неподалеку валяется перевернутая крышечка
(инсталляция из Эвиана в Котадзу, вода из одной бутылки должна капать в другую, но что-то не задалось), или "Сорняки" - маааленькие зеленые листики пробивающиеся из стены, в кадр не попали.
Но, всё же я вас кое-чем порадую
Часть моё, часть в инете нашла
Наборы
всякого хлама разнообразных вещей, ничем между собой композиционно не связанных, кроме белого порошка, которым всё засыпано. Похоже на сахарную пудру. Кое-где следы пальчиков, видимо пытались пробовать. На самом деле это что-то толченый асбест. Меня предупредили!
Из той же серии. Мальчикам нравится
А вот уже изыски пошли.
Полиэтиленовая пленка, как бы засиженная мухами. Гора, тающая под черными нитями и каплями (автор Ясуаки Ониси)
На самом деле, это капли какого-то вещества стекали и застывали. Но зрители не видят процесса, а только конечный результат. Глядя на эту инсталляцию, я вспомнила, что когда-то подобная выставка, но английского современного искусства, в Эрмитаже уже была. И был похожий арт-объект. Тока там на самом деле на ниточках висели мухи и прочие козявки. Как вспомню...
Ещё один зал весь заполнен разноцветными цветными обручами (автор Кэнго Кито).
А вот это прямоугольное пространство в центре зала выложено плотным орнаментом из соли. Молодой художник (Матои Ямомото) трудился над её созданием целых...10 дней! Свидетели говорят, что даже без трафарета работал.
Когда, насладившись всеми произведениями, ошалевший зритель бредет к выходу, его поджидает ещё одно испытание - черная комната.
В полной темноте, и абсолютной тишине, среди едва различимых теней движется игрушечный поезд с ярким лучом-фонариком. Постепенно всю комнату опутывают разные тени, они растут-растут, уже на потолок забрались... аааа... голова начинает кружится, и вы кидаетесь к двери, но не можете её найти... (автор Кувакубо Рета).
От такое современное искусство! А вы говорите - Пегас!
Всё очень буднично, приземленно, вторично.
Вы нашли очарование этих вещей? Я что-то пока нет...